Театр-музей Дали

Театр-музей Дали фото

"Я хочу, чтобы мой музей был монолитом, лабиринтом, сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон". Сальвадор Дали.


Театр-музей Дали



В Испании множество удивительных мест. Это и природные красоты, и творения человеческих рук. Одним из наиболее восхитительных рукотворных мест является (Teatro-Museo Dali).



Он находится на родине гениального сюрреалиста, в небольшом городе Фигерасе (Figueras) и является его самой большой достопримечательностью. Даже оказавшись в городе без знания языка, невозможно не найти Музей, к нему ведут все дороги и многочисленные указатели. Каждый день храм сюрреализма посещают тысячи туристов со всей планеты.



вызывает восхищение. Для дизайнеров и строителей — это идеальный пример того, как человеческая фантазия, неограниченная в средствах и избавленная от критических замечаний, может родить настоящее чудо.



История появления Театра-музея также весьма нетривиальна. В 1960 году у Фигераса появился новый мэр — Рамон Гуардиола Ровира. Глава города обратился к Сальвадору Дали (Salvador Dali) с просьбой подарить родному городку для экспозиции музея одну картину. На что, если верить свидетельствам очевидцев, художник ответил: «Не картину, а целый музей!».

То, как выглядит сегодня музей Сальвадора Дали в Фигерасе, — это результат творческого гения всего одного человека. Концепция, исполнение и внутреннее содержание — это все продумал художник. Гуляя по столь необычному месту, легко понять, что Дали имел особый взгляд на вещи, и видит не только сами предметы, но и идеи, которые они олицетворяют. Необычный подход не позволял автору работать в паре с другими творцами. Зато он в любых советах и замечаниях видел неожиданные подсказки и своеобразные намеки.
Первое, что необходимо было сделать для создания Музея, — это выбрать место. Здесь даже не потребовалось долгих раздумий — Дали решил восстановить разрушенный бомбежками Муниципальный театр 1849 года постройки. Отвечая на вопрос, почему именно эти руины стоит превратить в экспозицию, художник отвечал, что вся его жизнь была театром. Кстати, именно в Муниципальном театре задолго до Гражданской войны состоялась премьера гения. На всеобщее обозрение в рамках художественной выставки был представлен рисунок четырнадцатилетнего Сальвадора (1918 год).
Открытие Театра-музея Дали произошло в 1974 году. На бюрократические разрешения, строительство, отделку, декораторские работы и размещение произведений искусства ушло 14 лет. Даже когда музей начал работу, он достраивался еще около десяти лет.
Идея оказалась настолько масштабной, что на ее воплощение была потрачена большая часть личных средств художника, а он был человеком очень состоятельным. Кроме того, строительство субсидировалось правительством Испании, и многие друзья Дали сделали немалый вклад в работу. Но отчеты составлялись только на государственные средства, поэтому то, во, сколько точно обошлось воссоздание этого объекта, навсегда останется еще одной загадкой Дали.
Управление Театра-музея Дали осуществляет специальный Фонд Гала-Дали (Fundacion Gala-Dali).
Внешний вид театра-музея
Обычно при слове «музей» возникают ассоциации со строгим официальным зданием. Но гений был не таков, поэтому его — это действительно храм абсурда и сюрреализма, который похож на дворец из детских фантазий.
Первым, что попадает в поле зрения, является Башня Галатеи — она названа в честь Галы Дали, супруги художника. Кстати, прозвище Гала происходит от французского слова «праздник», что отражает суть характера жены и всего, что Сальвадор Дали создавал во имя своей музы.
Башня Галатеи окрашена в карминный цвет и украшена выпуклым узором из золотых плюшек. Это чем-то напоминает орнаменты из королевских лилий во французских королевских дворцах. Но фантазия сюрреалиста не дает однозначно попасть под впечатление этой роскоши, потому что крыша увенчана… яйцами! Они как раз вызывают улыбку и переносят в детство, в рассказ о Шалтай-болтае, который сидел на стене.
Другим внушительным объектом, который просто невозможно не заметить, является сферический купол. Он уже стал узнаваемым символом Фигераса. Во время работы над проектом Сальвадор Дали подружился с архитектором Эмилио Пересом Пиньеро. Вместе они придумали идею прозрачного купола из стекла, который должен возвышаться над сценой Театра-музея Дали. К сожалению, архитектор не смог увидеть свое детище в законченном виде, так как погиб в 1972 году в аварии, покидая Фигерас.
Идея создания купола весьма неоднозначна. Сальвадор Дали считал, что есть другие миры, и в этом не может быть сомнений. Но при этом он полагал, что эти миры заключены в нашем мире. Так вот купол Музея заключает в себе чарующий и неординарный мир сюрреализма. Сегодня под ним находится картина-иллюзия «Обнаженная Гала, смотрящая на море». Вблизи полотно вполне оправдывает название. Но если отойти на 18 метров, взгляду открывается портрет Авраама Линкольна. Для написания картины была использована новая цифровая техника.
Залы и экспозиции
Чтобы попасть в глубины Театра-музея Дали, почти всегда нужно отстоять очередь. Здесь всегда масса желающих причаститься к творениям гения. Лишь в зимний период поток гостей несколько ослабевает.
При входе стоит статуя Ньютона с дырой в голове, странно раскинувшая руки. Во внутреннем дворике — дождливое такси — черный кадиллак, некогда любимый Дали, в котором сидят манекены. На инсталляцию льется дождь, если опустить монетку.
Сразу за кадиллаком стоит колонна из автомобильных шин, на которой сидит «Великая Эсфирь», укрывшись под днищем лодки Галы. Эта плачущая лодка увешана синими презервативами, словно каплями. На ней супруга художника отправлялась на охоту за юными любовниками.
Преодолев «огневой рубеж», зритель попадает в вестибюль и на лестницу, каждый марш и уровень которой — это отдельный выставочный зал. Дали играл не только с цветами на полотнах, но и с пространством, поэтому пространственные ориентиры словно исчезают. Туристы погружаются в фантасмагорию пространства.
В Зале шедевров собраны картины художников, которыми восхищался сам Дали. Здесь есть Марсель Дюшан и Эль Греко, и даже микеланджеловский «Раб», но черного цвета. Только вот классика размещена в некоем сюрреалистичном порядке.
Зал Траяна получил название благодаря табличке с названием улицы Рю де Траян, которую Дали похитил в Каннах. Зал Венеры Милосской позволяет изучить вариацию Дали на тему этой скульптуры — из ее ног, живота и груди выдвигаются ящички.
Наибольшую известность, пожалуй, получил Зал Мэй Уэст — знаменитой актрисы. Портьеры перед входом повторяют ее волосы, диван — губы, картины — глаза, необычный туалетный столик — нос.
В Музее на самом деле много залов: Сокровищ, Рисунков, Рыбных рядов, Ожерелий, Поэзии Америки, Ветров и другие. Так как эта вселенная абсурда, кошмаров, тайных желаний и сновидений, сложно упорядочить свое путешествие в ней.
Ювелирная коллекция
Не все знают о том, что гений Дали подарил миру не только картины и скульптуры, но и удивительные украшения. На крыше Башни Галатеи выставлены 39 украшений из коллекции 1970 года (лишь 2 выполнены после смерти сюрреалиста), созданной для музея искусств Вирджинии. Художник долго и тщательно прорабатывал эскизы плачущего глаза, королевского сердца, улыбающихся губ, слона на комариных ножках и других украшений. Он сам тщательно следил, как из отобранных им материалов Карлос Алемани делает броши и ожерелья.
История экспозиции очень запутана. В 1973 году, еще до открытия Театра-музея Дали, коллекция выставлялась в Фигерасе. Но в 1981 году все драгоценные произведения выкупил миллионер из Саудовской Аравии, впоследствии перепродав их в Японию трем юридическим лицам. Японцы стали инициаторами возвращения украшений в Фигерас. Фонд Гала-Дали смог выкупить их в 1999 году за сумму, эквивалентную 5,5 миллионов евро. Теперь за смешную цену билета каждый желающий имеет возможность рассмотреть и даже сфотографировать эти шедевры. В качестве сувениров продаются их копии.
Концепция и идея
Упорядоченно рассказать о Театре-музее Дали и, тем более, составить упорядоченный план его посещения, сложно. Гений специально использовал всю силу своей фантазии, чтобы создать запутанный пространственный лабиринт. Хотя интерьеры порой уставлены привычными вещами, они предстают в неожиданном качестве. В одной спальне около кровати стоит золотой скелет, играет роль тумбочки.
Дали тщательно подбирал расположение залов таким образом, чтобы нельзя было пройти по одному маршруту, не возвратившись в залы, в которых уже бывал. Причем, входя в помещения из других входов, видишь инсталляции и произведения искусства под другим углом. Для того чтобы совершить передышку, можно выйти в «Мир» — еще одна гениальная задумка великого сюрреалиста.
«Мир» — это округлый внутренний дворик, вдоль стен, которого устроено множество симметричных ниш со скульптурами. Дали хотел, чтобы у посетителей, вышедших из музейных залов, при попадании сюда кружилась голова. Для этого он как бы перевернул мир, использовал форму перевернутого Колизея, символизирующего суетность бытия. В тесном пространстве почти всегда много туристов, которые зажаты между цементными клумбами с вечнозелеными растениями и крупными скульптурами.
Еще начиная строительство Театра-музея Дали, художник задумал смешать разные стили. Сложно, даже точно сказать, сколько этажей в необычном здании. Их вроде бы три. Но так как первый этаж разветвляется на несколько уровней, по факту оказывается шесть этажей. Огромный купол, упомянутый ранее, не только создает идеальное освещение, но и заставляет себя почувствовать участником эксперимента — эксперимента над собой. Возникает ощущение, что люди — это подопытные мыши в банке под взглядами картин, висящих на стенах.
До 1989 году был исключительно неординарным музеем. Но после смерти художника 23 января он стал и его мавзолеем. Как ни странно, Сальвадор Дали завещал похоронить себя здесь, а не рядом с любимой Галой в Фигерасе. Гений желал, чтобы вся его жизнь и все ее проявления стали доступны народу. Он хотел быть похороненным под безымянной плитой, по которой могли бы ходить люди. Теперь каждый желающий может прийти в склеп великого сюрреалиста. Но за все время никто не стремился пройтись по надгробной плите.
— это крупнейший сюрреалистический памятник во всем мире и, без сомнения, самый значительный шедевр художника, ключ к его гениальности.
Условия посещения театра-музея Дали
Так как — не простой музей и не классический театр, здесь специально для гостей разработаны условия посещения. Так, групповые посещения для 25 человек и более производятся только по предварительному согласованию. Билеты на ночное посещение можно купить только в Интернете.
Нельзя входить в помещения с колясками, сумками, рюкзаками и прочими аксессуарами. Для всего этого есть гардероб. Зато можно брать с собой фотоаппарат и фотографировать без вспышки.
Как в большинстве музеев, нельзя ничего трогать. Запрещается, есть, пить и курить в здании. Вход с животными, кроме собак-поводырей, также запрещен. Работает фейс-контроль, администрация оставляет за собой право отказать в посещении без объяснений.
Сегодня является вторым по посещаемости музеем во всей Испании, уступая лишь мадридскому музею Прадо.
Этот пост находится в коллекциях: Музей искусств. Коллекции. и Испания на фото
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть