Пещера Альтамира

Пещера Альтамира фото

Альтамира - пещера в Испании. Палеолитическая живопись в пещере обнаружена испанским археологом-любителем Марселино Сантьяго Томасом Санц ди Саутуолой. Он начал исследование Альтамиры в 1875. В 1879 Саутуола, занимавшийся поисками первобытного оружия в пещере, однажды привел с собой на раскопки свою 12-летнюю дочь Марию. Благо пещера находилась недалеко от дома, где жила семья археолога.


Пещера Альтамира



Мария, дочка сеньора дон Марселино де Саутуолы, которой наскучило наблюдать за тем, как её отец раскапывал один из залов Альтамиры, отправилась путешествовать по подземелью.



— Папа! — воскликнула она внезапно, голос её глухо прозвучал в тишине. — Папа, смотри, быки! «Быки», замеченные дочерью Саутуолы в пещере, оказались древними бизонами. И правда, прямо на потолке резвились, паслись, неслись во весь опор бизоны. И тут же находились дикая лошадь и вепрь.



Впоследствии поколения исследователей, художников, просто любителей древностей и искусства будут восхищаться немеркнущими красками, удивительной точностью в передаче повадок животных, зрелостью рисунков. Впоследствии многочисленные тома будут написаны об одной только пещере Альтамира. Но это будет потом. А пока Саутуола, спустившийся в пещеру, как заворожённый, смотрел на невиданную картинную галерею.



Рисунки первобытных людей? Похоже, что так. Ведь вход в пещеру был, насколько можно судить, завален очень давно. Животные — древние, многие из них давным-давно вымерли. Затвердевшая краска не такая, как ныне. А вот раковина, служившая художнику палитрой!

На каждом шагу исследователя поджидали неожиданности. Многочисленные рисунки зверей были бессистемно расположены на скальной поверхности, заполняя потолок и стены пещеры. Большая группа бизонов, та, которую увидела Мария, была нанесена, оказывается, поверх другой росписи, более примитивной. А на другой стене той же пещеры, между двух буланых, с развевающимися гривами, во весь свой естественный рост изображённых коней, были видны три отпечатка: один сделан намазанной краской рукой, в двух других случаях обведён контур прижатой к стене руки.
Саутуола написал отчёт о своём открытии. В 1880 году книга вышла в свет. После рассказа об орудиях труда и костях древних животных следовало описание найденных росписей. Были в книге и репродукции, которые сделал приглашённый Саутуолой художник. И разразился скандал.
Живопись Альтамиры отличалась необыкновенной изысканностью по цвету и рисунку. Росписи в пещере вовсе не древние, их исполнил по заказу Саутуолы тот самый художник, который иллюстрировал книгу, утверждали противники открытия. Среди наиболее яростных противников открытия был и знаток каменного века Габриэль де Мортилье.
И этому поверили, как, впрочем, и рассуждениям о том, что первобытные люди ничем-де не отличались от горилл, а посему ничего рисовать не могли. К тому же, как могли сделанные охрой росписи сохраниться на протяжении тысячелетий в тёмном, сыром, промозглом подземелье, спрашивали недруги Саутуолы. И добавляли: росписи были найдены, когда владелец Альтамиры посетил пещеру во второй раз, через четыре года после того, как он побывал там впервые. Именно за это время и были изготовлены росписи. Недаром художник, давний знакомый владельца Альтамиры, жил у него в те годы.
Отважно отстаивал свои открытия Саутуола. Он выступал на конгрессах, объяснял, доказывал, пытался образумить своих противников. И тщетно. Заговор молчания был ему ответом.
В защиту Саутуолы попытался было выступить художник, иллюстрировавший его книгу. Ему не верили. Саутуола тяжело переживал такое непонимание и закрыл вход в пещеру. В 1888 году Саутуола умер. Об Альтамире забыли. Для учёного мира она не существовала.
Прошло двадцать лет. Были найдены пещеры с росписями в других уголках Испании и в Западной Франции. Только после этого Мария и Марселино Саутуолы были признаны первооткрывателями наскального искусства каменного века.
Сейчас в одной только Западной Европе насчитывается более ста пятидесяти пещер с росписями.
20—15 тысяч лет до нашей эры — таково время расцвета первобытной живописи в Западной Европе.
Гипотезы о причинах появления наскальной живописи
На каменных сводах пещер Европы, на их потолках, на стенах сделанные сажей и охрой и ещё какими-то другими минеральными и растительными красками, секрет которых полностью не раскрыт даже в наше время, — красные, черные, жёлтые, коричневые, фиолетовые росписи, которые производят неизгладимое впечатление.
Изображение животных с таким поразительным правдоподобием не было для первобытного художника самоцелью или способом выражения своего дарования. Перенося на мёртвый камень кусок жизни, он полагал, что облегчает охоту. Могучие бизоны теперь уже были не опасны, а быстрые, как молния, олени давались в руки. Родовой коллектив и сам художник, уже много дней страдавшие от голода, будут теперь обеспечены пищей.
По мере того как дорисовывались контуры животного и оно становилось таким, каким его видели, нападающим или бегущим, художник ощущал свою силу. Теперь он был метким и сильным, как его брат или отец, охотящиеся за пределами пещеры. И если нарисовать на теле животного острие копья (а они нарисованы во многих местах), копье не даст промаха. Это было не только искусство, но и колдовство, или, как его принято называть, магия.
Этот пост находится в коллекциях: Испания ждет вас! и Испания на фото
Поделитесь с друзьями
Назад
Вперед
Закрыть